Сайт Велопутешествий Велопутешественников
Перемиловы горы
Меню

Вход

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.04.2024, 08:18

Перемиловы горы

Так называется место, которое тянется вдоль правого берега Оки, от Мурома до Павлова.

В целом местность ровная. Но при приближении к Оке поднимаются высокие холмы, образуя нагорный береговой кряж реки, это и называется Перемиловы горы.

Существуют две красивые легенды о происхождении названия.
Первая легенда связана с языческими верованиями: будто бы здесь существовало капище языческого бога Перемила, откуда горы и получили название Перемиловских. «Перемил живет только в устах народа. Это бог любви, согласия и дружбы». Второй вариант названия связан с преданиями о Петре и Февронии, в которых рассказывается, как молодых супругов изгоняют из Мурома, и они вынуждены жить на берегах Оки. Когда же Петр и Феврония возвращались из изгнания в Муром, перед тем, как садиться в лодку и плыть в обратный путь, Феврония подошла к подножью гор и сказала: «Будьте вы отныне и до века „премилыя горы” за то, что дали нам приют и убежище». У подножья гор протекает речка, которой святая княгиня дала название Муромка.

Перемиловская возвышенность довольно плотно заселена. Самые крупные реки на Перемиловых горах – Муромка, Кутра, Кузома, Реут.

Среди растений Перемиловых гор выделяют Оскорь (осокорь) – произрастает только в предгорьях Перемиловских гор, преимущественно у села Спас-Седчино. Сохранившиеся там деревья достигли значительной высоты и толщины и громадностью своею составляют замечательную редкость края.

Перемиловы горы можно сравнить с заповедным краем Муромской земли. Но самые интересные места это Перемилова пустынь, гора Городина и Стародубье.

Перемилова пустынь.

Место проживания святых Петра и Февронии на Окских берегах носит название Перемиловой пустыни. В. Добронравов сообщает, что «Перемилова пустынь на речке Поповке находится в 20 верстах от уезднаго города. Время построения здесь церкви и основания при ней пустыни совершенно не известны. Предание говорит, что церковь здесь воздвигнута в память того, что на этом месте ночевали святые Петр и Феврония Муромские после насильственнаго удаления их из Мурома. Существующая же ныне каменная церковь, по свидетельству того же предания, построена царем Иваном Васильевичем Грозным. В 1724 году Перемилова пустынь была приписана к Борисоглебскому монастырю того же Муромскаго уезда, а в 1764 году упразднена и церковь обращена в приходскую». Не совсем понятно здесь с речкой Поповкой. На карте Муромского уезда 1776 года речка с таким названием отмечена около деревень Тошлово и Слободищи, расположенных значительно выше Перемиловой пустыни.

Гора Городина.

Самая загадочная на Перемиловых горах – гора Городина. Она выделяется от нагорного берегового хребта необычными очертаниями: с одной стороны напоминает усеченную пирамиду, с другой – церковную главку. Сказания секты хлыстов об этой горе повествуют, что сюда спускался сам Бог-Отец в образе человеческом под именем Данилы Филипповича. В горе есть таинственные пещеры, которые охраняют сектанты.

Тщательным изучением горы Городины занимался дьякон Липовецского погоста Иван Михайлович Ландышев. Он собственноручно составил карту местности около горы Городины. Ландышев пишет, что Городина – это не только отдельная гора, а целая цепь холмов. Далее он сообщает, что на горе есть колодец, почитаемый сектантами, приверженцы секты со многих городов России приходили на Городину, а в колодец бросали серебро и золото.

Вверх по течению Оки выступает из берегового венца возвышение, называемое гора «Малая Городина». Здесь, по преданию, проживал разбойник Семен. Много кладов спрятано вокруг этой горы.

Стародубье.

Один из пунктов Перемиловских гор носит название "Стародубья", географическое положение которого предание очерчивает так: "от берегового села Клин вниз по течению реки Оки до берегового села Варежа; ширина Стародубья прстирается от берегового гребня до Нижегородского почтового тракта с крайними селениями в нем: Глебовым и Зяблицким погостами с селом Арефиным".

Жители Стародубья «экономически очень развиты, способны к ремесленным и промышленным предприятиям; красивы, ловки, сметливы; одним словом „чистый народ”. Отличительной особенностью стародубского населения является "говор или речь… чистая, без прицикивания. Нет в песнях у народа стародубского какой-то заунывности. Женщины поют тонкими голосами, а в Стародубье напротив".

Современные историки и археологи пытались обнаружить город Стародуб. Раскопки, предпринятые в 1990 г. в Вачском районе, к успеху не привели. Археологическая локализация Стародуба Воцкого нуждается в дополнительном подтверждении.

 

перейти к описанию поездки

Copyright MyCorp © 2024